Разработки Саратовской научной школы ТРИЗ

С 2013 года разработаны методы для творческого решения проблем и улучшения систем:
I. 16-ТП «Кларифика» (прояснение). Другое название - CPS TRIZ.
Метод, с помощью которого рассматриваются все комбинации модели «Техническое противоречие».

Известная модель:
ТП-1: если А, то Б, но неВ.
ТП-2: если неА, то В, но неБ.

Остальные комбинации:
ТП-3: если неА, то Б, но неВ.
ТП-4: если А, то В, но неБ.
и так далее до ТП-16.

С помощью всех 16 комбинаций ТП получаем полную картину проблемы, в том числе есть возможность (без разработки специальных алгоритмов) решать по АРИЗ-85В «диверсионные» (инверсные) изобретательские задачи и задачи на объединение альтернативных систем.

II. Изобретательский квадрат
Простой метод развития воображения и получения начальных изобретательских навыков.

Он включает 4 мыслительных операции: уменьшение, увеличение, обнуление, наоборот. Применяя их к параметрам любой системы, получаем изменение их состояний.

Также можно делать сочетание мыслительных операций: уменьшение наоборот, увеличение обнуления и т.д.

III. Волшебный оператор
Выбираем из сказок волшебные предметы (системы), определяем их волшебные функции, а затем находим аналоги в сказках (шапка-невидимка в русской сказке и плащ-невидимка в книгах о Гарри Поттере) или в действительности, например, маскировка военных объектов.

Также можем взять обычный предмет, например, стол, и наделить его волшебными функциями: стол-невидимка, стол-скороход, молодильный стол.

Есть несколько вариантов работы по этому методу.

IV. Конфликторинг
Метод системно-интегративных (объединяющих) переговоров. Преимущество метода в Таблице логических результатов переговоров (всего 8 результатов), к которым стороны конфликта (переговоров) могут прийти, выбрав результат заранее.

Также есть алгоритм ведения разумной дискуссии (это адаптированный к переговорам АРИЗ), который направляет переговоры к достижению наилучшего (идеального) результата.

Социальная идеальность отличается от технической тем, что просто так выбросить элемент (человека) из системы нельзя.

Применение: бизнес, семья, школа, сторителлинг и пр. Это технология решения социальных противоречий с результатом win-win-win (создание человеческой системы без противоречий).

Метод построен на правилах научного спора и науке логика (в том числе диалектике), Интегративном подходе М. П. Фоллет, Искусстве спора С. И. Поварнина, собственном методе 16-ТП, АРИЗ-85В Г. С. Альтшуллера и алгоритмах его последователей.

Научный руководитель этой работы – А. В. Кислов, мастер ТРИЗ, президент РА ТРИЗ.

V. Гибридизация (логическая)
Конструктор изобретения чего-угодно. Также это система изучения законов развития систем (ЗРС), построенная на авторских логических правилах объединения систем.

Включает в себя набор карточек с правилами объединения (и разъединения), инструкции и видеоуроки, что сделает изучение ЗРС очень увлекательным. Метод адаптирован под игровой вариант.

VI. Г.А.Р.П.УН (ГАРПУН)
Графический Алгоритм Решения Проблем УНиверсальный.

Авторский инструмент решения изобретательских задач, построенный на принципах ТРИЗ, но имеющий следующие особенности: решение задач не обязательно проводить строго по шагам, а данные из проблемы наносятся на графическую схему как получается. Решение идет само.

VII. Робот Ресурс
Метод представления предметов в виде фантастического существа – робота, состоящего из множества нанороботов.

Эта сущность берёт ресурсы из окружающей среды и конструирует любой предмет из нанороботов.

Имея всю научную базу в памяти, может летать, плавать, находиться в огне, в общем, может быть чем-угодно и кем-угодно, в зависимости от воображения пользователя метода.

Хорошо развивает воображение и раскрепощает мышление при решении изобретательских задач.

VIII. Изобретеллинг
Теоретические исследования сходства решения технических изобретательских задач и драматургии.

Написание историй (сторителлинг) по структуре максимально близко к АРИЗ, а приемы литературы, например, метод «Снежный ком», используются в изобретательстве.

Найденные разработчиками ТРИЗ изобретательские приёмы можно использовать в драматургии.

Творчество едино, потому взаимопроникновения разных областей полезно как изобретателям (инженерам, предпринимателям), так и драматургам (сторителлерам, сценаристам, режиссёрам).

В этом исследовании рассматривается роль писательского мастерства Г. С. Альтшуллера в создании ТРИЗ. Умение изобретать влечёт умение писать изобретательские истории и наоборот.

Например, изобретателя можно представить писателем, который в произведении расставляет героев таким образом, что они сначала сталкиваются с проблемой, которая усиливается, а затем решают проблему.

В основе каждого драматургического произведения есть конфликт, также, как и в каждой изобретательской задаче тоже есть конфликт.

IX. Ключи от Трои
Деловая изобретательско-стратегическая игра по решению задач конкурентной борьбы за ресурсы.

Игроки представлены в виде воюющих сторон греков и троянцев, а предметом конфликта являются ворота.

В игре разворачивается сюжет, основанный на древнегреческой эпической поэме «Илиада», в котором участники решают заданную проблему.

Суть игры в том, что игроки учатся видеть «вредные функции», которые выполняются противниками.

Для поиска решения предлагается использовать универсальный набор ТРИЗ-приёмов.

Игра разрабатывалась для решения задач бизнеса, но также может быть использована и для решения технических задач.

X. Игры медиаторов
Несколько игр на основе метода «Конфликторинг». Игры предназначены для решения конфликтов в игровой форме и для обучения посредников (медиаторов) логическо-изобретательскому способу решения конфликтов.

Также игроки получают навыки ведения разумной дискуссии, изучают правила ведения научного спора, обретают логическое мышление. Играть можно вдвоем и более.

В игре есть роли: две стороны конфликта, медиатор и судья. С помощью игр можно создать конфликт и потом его разрешить. Также можно играть в известный, произошедший где-то, конфликт.

XI. ХАРИЗ, художественный алгоритм решения изобретательских задач
Идея метода в использовании подходов драматургии для раскрепощения сознания при исследовании изобретательской (проблемной) ситуации. То есть в объединении в одной процедуре средств алгоритмики и психологии. В отличие от подхода, при котором сначала с помощью курса РТВ готовят психику, а затем переходят к алгоритмике.

Неживые предметы оживляются и становятся героями изобретательской истории, которая построена на методах «Путешествие героя» Д. Кэмпбелла и его последователей, трёхактной структуре произведения Аристотеля, морфологии русской сказки В. Проппа и АРИЗ-85В Г. С. Альтшуллера.

XII. Двупричинность, технология управления функциями
Метод разделения проблемы на управляемые и неуправляемые функции.

Проблема – это функция и её неуправляемость. Обнаружив неуправляемую функцию, которая представляется вредной, недостаточной или избыточной, необходимо, методами ТРИЗ или другими методами, сделать её управляемой.

Например, пожар – это всегда соединение огня и горючего. Научившись управлять огнём или горючим, мы научимся предотвращать пожары. Воровство – это всегда возможность украсть и возможность украсть тайно. Научившись управлять возможностью украсть или делать воровство сразу явным, мы научимся предотвращать воровство. Все изобретательские задачи содержат двупричинность – «огонь и солому».

XIII. В сентябре 2021 года разработан АРПОСТ, алгоритм решения проблем определением сложных терминов. Смотреть

В разработке ещё несколько методов.