Блог ТРИЗ ЦЕНТРА

16-ТП Сколько технических противоречий ТРИЗ?

Сколько на самом деле «Технических противоречий»? 99,99999% тризовцев скажут, что их два. То есть две модели технического противоречия.

🆘 На самом деле их 16. Я открыл их еще в 2016 году. 📣

Это полная модель, раскрывающая логические стороны конфликта в системе и направления поиска его решения.

Модель 16-ТП открыла возможность создать «Таблицу логических результатов» для Конфликторинга и связала в единую систему прямой ход решения изобретательских задачи и «диверсионный» (инверсный).

Если кто не знает, то в психологии есть метод «Квадрат Декарта»:
1. Что будет, если это произойдет?
2. Чего не будет, если это произойдет?
3. Что будет, если это не произойдёт?
4. Чего не будет, если это не произойдет?

Технические противоречия - это такие же вопросы, которые раскрывают разные стороны проблемной ситуации.

ТП-1: Что будет хорошего, если это произойдёт? и Что будет плохого, если это произойдёт?
ТП-2: Что будет хорошего, если это не произойдёт? и Что будет плохого, если это не произойдёт?
«Это» в ТП - состояние инструмента или некое условие.

🔞 Рассмотрим классическую модель ТП на примере.
ТП-1: Если я изучу ТРИЗ, то смогу разрешать системные противоречия (хорошо), но потрачу много времени на освоение (плохо).
ТП-2: Если я не изучу ТРИЗ, то не потрачу много времени на освоение (хорошо), но не смогу разрешать системные противоречия (плохо).

ТП-2 - это логическое отрицание ТП-1. Логические комбинации 1,1,0 и 0,0,1.

Следующие ТП (продолжение отрицания предыдущего):
ТП-3: Если я не изучу ТРИЗ, то смогу разрешать системные противоречия (хорошо), но потрачу много времени на освоение (плохо).
ТП-4: Если я изучу ТРИЗ, то не потрачу много времени на освоение (хорошо), но не смогу разрешать системные противоречия (плохо).

Переход к «Диверсионным ТП». 🔫 «Диверсионные» - решатель проблемы изменяет точку зрения: хорошее становится плохим, а плохое хорошим. Благодаря им «диверсионные» задачи решаются теми же инструментами ТРИЗ, что и прямые изобретательские задачи.

ТП-5: Если я изучу ТРИЗ, то потрачу много времени на освоение (хорошо), но смогу разрешать системные противоречия (плохо).
ТП-6: Если я не изучу ТРИЗ, то не смогу разрешать системные противоречия (хорошо), но не потрачу много времени на освоение (плохо).

ТП-7: Если я не изучу ТРИЗ, то потрачу много времени на освоение (хорошо), но смогу разрешать системные противоречия (плохо).
ТП-8: Если я изучу ТРИЗ, то не смогу разрешать системные противоречия (хорошо), но не потрачу много времени на освоение (плохо).

✅ Остальные (9,10,11,12,13,14,15,16) продолжают логические комбинации, которых всего 16. Эти оставшиеся комбинации уже не противоречия, а готовые задачи для решения!!! Восемь логических направлений поиска идей!

💰 Что даёт эта модель? Как минимум на её основе я сделал два метода: «Конфликторинг» и «Кларифика».

А решателю задач эта модель даёт полную логическую картину проблемного события. Мало того, она позволяет рассмотреть проблему с тех углов, с которых никогда обыденное мышление не посмотрит.

Модель «16-ТП Щинникова» может быть самостоятельным инструментом анализа в любой сфере.

Алексей Щинников, АС ТРИЗ
Блог