Сколько ответов в задаче

Какой должен быть ответ
изобретательской задачи
Алексей Щинников и Дмитрий Мироненко, 18 сентября 2021 года.
При написании статьи использован метод АРПОСТ.
В одной задаче всегда только один ответ, так как в ней всегда только один вопрос.

Вопрос это желание восполнить недостаток знания.

Ответ это восполнение знания.

‒ Что такое река?

‒ Река ‒ это большой и непрерывный водный поток, который наполняется родниками, ручьями и реками поменьше, текущий в разработанном им русле.

На один вопрос должен быть всегда только один ответ или ответа давать не нужно, как в риторическом вопросе.
Виды вопросов, разделённые по степени развёрнутости ответа:

  • Риторический вопрос используется, когда уже знаем ответ сами или ответ не требуется. Риторическим вопросом знания не восполняются, так как это просто фигура речи ‒ вопрос-утверждение.
Ну что же это за река такая, а?

  • Закрытый вопрос используется, если нужно получить только подтверждение или отрицание (да или нет).
‒ Можно ли перебраться через реку?

  • Выборный вопрос используется, если хотим получить ответ на выбор из нескольких ответов с возможностью или невозможностью ответить по-своему, если предложенные варианты не устраивают.
‒ Каким способом лучше перебраться через реку: перелететь, перепрыгнуть или переплыть?

  • Открытый вопрос ‒ используется, если хотим получить развернутые знания или чувства.
Как перебраться через реку?
Задача ‒ это требование преодолеть ограничение (известное или неизвестное) ради определённой цели. Таким образом, в задаче всегда будет цель и вопрос, как её достичь.

Решение задачи ‒ процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках ограничения.

Важно! Ответ - это не цель задачи, а цель того, кто поставил задачу (его цель получить знания).

Цель - это стремление куда-то или к чему-то.

Ограничение - это стеснение в возможностях, ресурсах или что-то неизвестное.
‒ Найдите способ перебраться через реку.

  • Цель задачи. Где должен оказаться объект - на противоположном берегу реки.
  • Ограничение задачи. Что мешает оказаться на другом берегу ‒ неизвестны способы, как там оказаться.
Важно! В задаче не может быть риторического и закрытого вопроса, а только или выборный вопрос, или открытый вопрос.
Можно поставить задачу точнее: переплыть реку.

Цель ‒ оказаться на том берегу.
Ограничение ‒ переплывание.
Ещё точнее задачу можно поставить так: переплыть бурную реку.

Цель ‒ оказаться на том берегу.

Ограничение ‒ бурный поток, который несёт опасность больше, чем обычное переплывание.

Задачу можно уточнять вплоть до температуры и ширины реки, установкой дополнительных ограничений.

Можно ставить не конкретные, а общие задачи.

Например, задача перебраться на другой берег реки ограничена (конкретизирована) словом «перебраться». Префикс пере-, в контексте этой задачи, означает «через», то есть сверху.

Потому в ответе могут быть только способы перемещения на другую сторону реки поверх воды, то есть способы попадания на другой берег под водой, под рекой в туннеле, в обход реки - не подразумеваются.

Общая задача:

Найти способ оказаться на том берегу.

Здесь могут разные способы: переплыть, перелететь, перепрыгнуть, обойти, поднырнуть, перейти по реке и другие.
Изобретательская задача - это задача, ответ на которую несёт новое знание, т.е. ранее неизвестное человечеству.

Формула изобретательской задачи: сделать что-то новым способом, отличающимся от известных (перечислить известные способы).

Изобретательская задача:

‒ Оказаться на другом берегу реки новым способом, отличающимся от известных (переплыть, перелететь, перепрыгнуть).

Итог
  • На риторический вопрос ответ не даётся.
  • На закрытый вопрос даётся один ответ (да или нет).
  • На выборный вопрос даётся один ответ из предложенных вариантов ответов (нужно выбрать верные варианты, но это будет один ответ).
  • На открытый вопрос даётся один развёрнутый, подробный ответ.
  • В задаче может быть только один выборный или открытый вопрос.
  • Если в задаче есть подвопросы, то они образуют подзадачи.
  • Решение задачи - это процесс поиска способов достижения цели в рамках ограничений.
  • Решение изобретательской задачи должно давать только новое знание, ранее неизвестное человечеству. Нельзя называть изобретательской задачей ту, где есть цель и ограничение, но без требования найти новое знание для человечества.