Бывает, результат хочется получить здесь и сейчас. Проходят дни и годы, а результата нет. Тренинги по планированию, целеполаганию и тайм-менеджменту не помогают. В чём причина? Не ждите вдохновения, а начинайте писать. Напишите историю. Перед этим изобретите сюжет, спроектируйте его и распишите события по сценам, которые приведут к результату.
Думай как инженер-писатель! Предлагаю сразу себя представить создателем судьбы персонажа по имени Ведислав. Если вы играли в компьютерные стратегии, то имеете представление о чувствах игрока. Играя, ощущаешь себя «богом» юнита (персонажа), которого создал, а потом направил по сюжету игры.
Писатель также создаёт персонажей, а затем отправляет их по цепочке событий: создаёт препятствия, стравливает друг с другом, убивает или перерождет, влюбляет и, в общем, «издевается» над ними как хочет. Похоже на нашу обычную жизнь, правда?
В романе Лукьяненко «Черновик» главный герой стёрт из обычной жизни: лишён квартиры, работы, родителей и друзей, а затем помещён в нестандартный мир, чтобы он там решил задачи, придуманные для него автором. Потренируйтесь. Выберите книгу и исследуйте судьбу персонажей. Как автор «поиздевался» над ними?
Вчера я посмотрел фильм Мэтью Чепмена «Цена страсти». Авторы фильма довольно жестоки: детектива сделали бесплодным, а его детей жена родила от его младшего брата (детектив об этом узнал случайно). Другого же персонажа, который соблазнил чужую жену, влюбившись в неё, сбросил с крыши. В итоге детектив, познав проблемы самоубийцы, простил и принял жену с детьми-племянниками. Сценарий спроектирован основательно по теории драматургии, ведь смотреть фильм интересно (хочется узнать что будет с героями).
Представили Ведислава? Кто он? Сколько ему лет? Где живёт? Когда живёт? Что обычно делает? Какая у него страсть? К чему страсть? В чём его сила? Какой его главный недостаток? Можно использовать части речи русского языка для характеризации Ведислава: где, куда, когда, откуда, почему, зачем и как, что делает, почему, зачем, кто и т.д.
Почувствуйте всемогущество над персонажем, которого вы только что представили. Ведислав в ваших руках. Можете делать с ним всё. Например, используйте 40 приёмов ТРИЗ, чтобы что-то изменить в его системе ценностей или в окружающей среде. Отправьте достигать идеальный конечный результат (ИКР). Дайте ему средство достижения цели
с недостатком, чтобы сначала он от этого пострадал, а потом, исправив инструмент, победил антагониста.
Конструируйте события. Будьте архитекторами событий. Для этого предлагаю соединить инженерию и драматургию.
Целью инженерной деятельности является поддержание и улучшение техники: изобретение и внедрение технических идей, ремонт и обслуживание устройств, проектирование техники, материалов и процессов.
Целью драматургической деятельности является написание литературных произведений для
генерации эмоций читателя или зрителя, в которых письменно изложены повороты судьбы персонажей.
Почему бы не объединить инженерию и драматургию?
Все знания мира
связаны и построены на одних и тех же логических моделях. Но для того, чтобы зарабатывать на знаниях, люди специализировали эти модели. Конфликт: если знания будут общими, то большинство людей сможет ими пользоваться (это хорошо), но потеряется профессионализм (это плохо). Борьба обобщения и конкретизации...
С одной стороны, профессионализм нужен, чтобы качественно (согласно утверждённому стандарту) делалась определённая работа. С другой стороны, объединение профессионалов в группы мастеров приводит к сокрытию знаний какой-то области, необоснованной вере экспертам, устаревание знаний из-за соблюдения ограничений профессионального сообщества и т. п.
Разрешить конфликт можно древним и простым способом: выделить обобщённые модели одной области и применить их, конкретизировав, в другой области.
Оказывается, мастер-драматург использует инженерный подход к созданию литературных произведений. Объекты (персонажи) перемещаются, функционируют, взаимодействуют. Есть логическая последовательность изменения объектов в пространстве, времени, по форме и сути. На самом деле давно существует инженерия драмы. Писатели, если они профессионалы, работают над произведениями как инженеры. Проектирование историй - обязательное умение писателя.
Сначала нарисуй схему взаимодействия персонажей от события А до конечного события Б, затем опиши это текстом. А вот инженеры редко используют сюжетную технологию в своей работе. Автор ТРИЗ Генрих Альтшуллер соединил инженерию и писательство, создав отдельный курс
РТВ (развитие творческого воображения). Но сегодня его используют чаще в педагогике, а взрослым это кажется слишком «детским», несерьёзным. Физики продолжают отвергать лириков.
Инженерам достаточно разрешить себе творчество, выйти в новую область. Зачем? Чтобы стать изобретателями.
Научившись работать с придуманными литературными персонажами, будет легче работать с техническими устройствами, как персонажами изобретательских историй.
Не откладывайте в долгий ящик. Сегодня же придумайте историю про какое-нибудь техническое устройство или бытовую вещь. Сделайте, как положено в драме, конфликт между вещами или между частями вещи. Разрешите его интегративно (миром, консенсусом) или трагично (одна вещь уничтожит другую).
Помощниками в этом станут инструменты сильного мышления, которые можно найти в
библиотеке АС ТРИЗ.