Место ТРИЗ в бизнесе

Для определения места Теории решения изобретательских задач в бизнесе нужно определить некоторые термины, т. е. возвести «стены», отделяющие суть от лишнего.

Место - это часть (пространства, структуры или иерархии).

ТРИЗ - теория осознанного изобретательства Г. С. Альтшуллера (логические правила преодоления мыслительных ограничений изобретателя при создании совершенно нового, ранее неизвестного человечеству).

Бизнес - это вид получения дохода от продажи полезного для общества продукта, созданного наёмными сотрудниками, объединёнными в систему.

Бизнесмен - это человек, владеющий бизнес-системой.

Показателем грамотного управления бизнес-системой является возрастающая со временем прибыль (разница между доходами и расходами).

Так как бизнес-система является объединением всех её составных элементов (средств производства, различных ресурсов) и этапов совместной работы сотрудников, то необходимо точно определить место ТРИЗ в этом объединении. А её место там, где в бизнес-системе нужны изобретения.

Как получаются изобретения?
1. Случайное озарение. Например, «Липучка» или «Velcro» (фр. Velcro) — застёжка, действующая по принципу репейника. Изобретена случайно в 1948 году швейцарским инженером Жоржем де Местралем благодаря его собаке, которая на прогулке подцепила множество репейников.

2. Метод проб и ошибок. Например, работа Эдисона над фонографом и граммофоном. Об этих работах он рассказывает следующее:
«В продолжение семи месяцев по 18–20 часов в день я работал над одним только словом, которое "не умел" сказать мой аппарат. Я говорил в фонограф "спешиал", "спешиал"… (английское слово, которое означает— "особенный"). А мой аппарат отвечал "пешиа", "пешиа", и я не мог его заставить говорить другое. Было от чего сойти с ума!

Но я достиг того, что если даже произнести тысячу слов со скоростью 150 слов в минуту, прибор повторит их. Вы поймете всю трудность работы, если я скажу, что следы, оставляемые на цилиндре от слова "спешиал" — в 1 000 000 долю дюйма глубины и совершенно невидимы, даже в микроскоп. Отсюда вам ясно, как я работаю.

Легко изобрести удивительные вещи, трудно усовершенствовать их настолько, чтобы придать им практическую ценность. Вот над чем я работаю главным образом».

3. Научный подход (ТРИЗ). Например, изобретатель Юрий Чинов (СССР), ученик Генриха Альтшуллера, сделал больше 40 технических изобретений по алгоритму решения изобретательских задач (АРИЗ).

Какие виды изобретений нужны в бизнесе?
1. Изобретение товаров, работ или услуг. Например, бизнес в секторе авиационного рынка фирмы «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн» построен на изобретениях самолётов и вертолётов.

2. Изобретение бизнес-моделей (схем продаж продуктов бизнеса). Например, онлайн магазин музыки iTunes Store и продажа в нём отдельных песен. iTunes, изменила способ приобретения и прослушивания музыки. До iTunes люди покупали музыку в магазинах на физических носителях либо скачивали с пиратских ресурсов. Изменилась вся музыкальная индустрия — ее развитие пошло в ином направлении.

Сегодня известно более 50 бизнес-моделей, описанных в книге «Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов» Оливера Гассмана. Эта книга написана авторами из Швейцарии с использованием подходов ТРИЗ.
Ларёк с мороженным тоже работает по бизнес-модели, как и, например, Газпром.

Отдельно нужно сказать о стартапах. Стартап — это новая компания. Известное определение этого явления дал Стив Бланк, предприниматель и профессор Стэнфорда, Беркли и Имперского колледжа. По его словам, это «временная организация, созданная для поиска бизнес-модели, которая является повторяемой и масштабируемой».

3. Изобретения организационно-управленческих моделей
(схем управления персоналом). Например, «Бирюзовые организации — «организации будущего», или «живые организации». Это компании, в которых вместо менеджеров — коучинг и самоуправление, вместо KPI — цели и ценности». Своим названием эта схема управления обязана Фредерику Лалу, который в своей книге «Открывая организации будущего» выделил несколько типов компаний и присвоил каждой свой цвет в соответствии со стадией развития.

Таким образом, ТРИЗ нужна бизнесу только и только там, где требуется изобретать, то есть создавать то, чего ещё не знало человечество. Конечно же, ТРИЗ желательно освоить маркетологам.

А вот решать известные бизнес-задачи ТРИЗой не нужно. Тогда почему так много консультантов, предлагающих услуги по решению задач бизнеса?

Ответ простой. ТРИЗ на слуху. Она содержит логические приёмы (из логики и диалектики), которые можно использовать и для решения насущных задач или для ведения проектов, давно известных в бизнесе, но неизвестных конкретным руководителям конкретного бизнеса. Для этих задач достаточно разработанных специально для бизнеса методов, а для большинства достаточно обычной логики.

Никто не запрещает использовать дрель для взбивания яичницы, но лучше её взбивать венчиком, предназначенным именно для этого.

Итого
ТРИЗ в бизнесе нужна для изобретений, а вот для решения задач бизнеса (для решения проблем) можно использовать простой метод, который легко освоить за 2 часа - метод АРПОСТ https://astriz.ru/arpost