Манифест о науке изобретать - это призыв начать работу по правилам, изложенным в программе ниже.
Пришло время выделить «Науку изобретать» в самостоятельную область знаний Русского мира.
Программа и определения
Изобретение - это нечто вновь созданное в любой области, прежде неизвестное человечеству.
Наука изобретать предназначена исключительно для создания в любой области того, чего ещё точно не было.
Объектом науки изобретать является путь изобретателя: от замысла и получения идеи изобретения до его внедрения и сопровождения.
Предметом науки изобретать являются способы прохождения пути изобретателя, в том числе способы воспитания изобретателей с раннего детства и подготовки взрослых к этому пути.
Наука – это деятельность человека, предназначенная для выработки и теоретической систематизации знаний о действительности, то есть о естественном мире.
В основе науки находится научный метод, который основан на науке логика.
Использование науки логика и научного метода обязательно для изучающих, использующих и создающих науку изобретать.
При решении известных проблем наука изобретать служит инструментом создания прежде неизвестных способов решения этих проблем.
Изобретательность - это проявление воли к поступку внести новое, нестандартное в жизнь, материализовать новую идею, внедрить эту идею.
Изобретать - это творческая работа по созданию, придумыванию чего-либо нового, прежде неизвестного. Изобретать - это не копировать, не повторять известное человечеству.
Изобрести - это создать новое понятие, которого ещё не было и материализовать его любым способом. Потому изобретательство непосредственно связано с языком самого изобретателя.
Русский язык, исторически доказавший сильное влияние на появление изобретателей в обществе, является основой творческого мышления, способствующего развитию изобретательности человека. Со временем в Науке изобретать должны быть исключительно русские слова. Если народ не изобретает слова на основе своих корней, то теряет не только способность изобретать всё остальное, но и теряет способность что-либо создавать.
Понятие «Наука изобретать» должно быть однозначным и строго логически определённым. Имя этого понятия должно быть одно - «Наука изобретать». В иностранных языках оно не должно заменяться на иностранные аналоги. Например, в английском языке «Наука изобретать» не может быть заменена на «The science of inventing», а может быть замена только на латиницу «Nauka izobretat». «The science of inventing» - будет совершенно другой наукой.
Преподавание, применение и разработка науки изобретать должны вестись только на русском языке.
Патентование или другой запрет на использование имени «Наука изобретать» недопустимо.
Каждый может использовать имя «Наука изобретать», но исключительно по предназначению.
Замена и подмена предназначения науки изобретать недопустимы.
ТРИЗ, как одна из современных теорий изобретения технических устройств, может войти в Науку изобретать исключительно по функции помогать создавать прежде неизвестные технические устройства.
Из ТРИЗ необходимо выделить и перенести в Науку изобретать обобщённые и конкретные принципы изобретательства, обнаруженные последователями этой теории, которые были неизвестны до неё в других методах.
В Науке изобретать должны быть обобщённые (универсальные) принципы изобретательства и конкретные (специфические), учитывающие особенности, характерные выбранной области изобретательства. Например, идеальная техническая систем совсем не одно и то же, что идеальная социальная система. С точки зрения ТРИЗ идеальная техническая система та, вес, размер и объём которой стремится к нулю, а её функция выполняется. Идеальная социальная система та, в которой все интересы людей защищены.
Способы получения изобретений не должны конфликтовать, а должны дополнять друг друга. Например, метод проб и ошибок (МПиО), случайное озарение и алгоритмизация ТРИЗ не должны отрицать друг друга, а нужно каждому из этих подходов найти место в науке изобретать, с выделением сильных и слабых сторон, которыми они помогают друг другу.
Наука изобретать должна помогать взаимодополнению четырёх духовных культур: наука, философия, религия и искусство.
________
Алексей Щинников, руководитель Саратовской научной школы ТРИЗ,
03 октября 2021 года.